Олег Соколов – зачинатель одесского авангарда

Художник и поэт Соколов Олег Аркадьевич (15 июня 1919 –17 мая 1990) опередил знаменитую “оттепель” тем, что начал экспериментировать в плане визуализации музыки, поэзии, философии, математики еще в 50-е годы XX века.

Краткая биография этого более чем знакового для Одессы художника выглядит так. Мальчик из семьи потомственных интеллигентов выучился в Одесском художественном училище (1935-1939). Из армии сразу ушёл на фронт, где в 1941 же году получил тяжёлое ранение.

В 1947-1948 годах учился во Львовском институте декоративно-прикладного искусства, а затем вернулся в Одессу и стал работать художником на Одесском автосборочном заводе. Состоял в Одесском товариществе художников.

С 1955 года и до смерти Олег Соколов работал в Одесском музее западного и восточного искусства сначала научным сотрудником, а затем заведующим экспозицией. С собственными работами участвовал в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. 15 июля 1989 года Олегу Аркадьевичу исполнилось 70 лет – тогда, по не зависящим от него обстоятельствам, не состоялась выставка, которую он готовил как отчет перед городом. Коллеги по музею открыли эту выставку в июле 1990 года эту выставку – посмертно. В 2009 году состоялась ещё одна персональная выставка художника в Музее западного и восточного искусства. В Музее современного искусства Одессы был открыт зал Олега Соколова.

Автопортрет художника

«Вокруг него постоянно существовало поле интеллектуальной и нравственной свободы. В 70-х Олег Соколов достиг синтеза всех используемых методов и приемов, его работы становились все более сложными и непредсказуемыми. Ему удалось сопоставить безграничный материальный мир с космосом чувств. Эта способность „слышать“ чувства, „видеть“ духовную жизнь каждого предмета ощущается в лучших его произведениях», – сказал на открытии зала директор МСИО Семён Кантор.

Художник многие годы ломал догмы у всех на виду. «Он был единственным художником Одессы, не чуравшимся политической борьбы, на стене своей квартиры сделавшим антисталинскую фреску. В дни, когда пытались снести кирху, Соколов стоял с плакатом „Не дадим снести кирху!“», – вспоминает вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский.

Соколов пишет фреску памяти жертв сталинских репрессий

В 1956 году Олег Соколов показал свои работы в зале Союза писателей, после чего в одесской газете «Знамя коммунизма» была опубликована статья Ф. Шапочникова со следующим отзывом: «В плену глубоких заблуждений находится одесский художник О. Соколов, выражающий в своём творчестве принципиальное несогласие с методом социалистического реализма. Отрицая этот метод, художник противопоставляет ему, по существу, субъективистское и формалистическое искусство, в частности, сюрреализм. Стремясь быть во что бы то ни стало не похожим на других, гоняясь за ложно понятой новизной и оригинальностью, подчиняясь капризам фантазии, он почти не признает реальной действительности… Кто поймет такое искусство, кому нужна такая „новизна“ и „оригинальность“, кроме эстетов и пресыщенных людей? Народу, большинству, она, во всяком случае, не нужна».

Стоит отметить, что главным учителем Соколова в живописи и в жизни вообще был человек-легенда Теофил Борисович Фраерман. Он принадлежал и к одесским «Независимым», и к парижской школе, дружил и выставлялся с Руо, Шагалом, Матиссом, Роденом и Дега. Он был представителем другого мира, чудом сохранившимся в советской Одессе. Соколов ежедневно ходил к профессору Фраерману домой (преподавать ему уже не разрешали) и беседовал с ним, перенимая у учителя глубинное понимание свободы и культуры.

«Созреваниедевушки», 1960 год

Творчество Олега Соколова привлекало ученых, поэтов, философов: для них оно воплощало актуальную в то время задачу единения «физиков» и «лириков». С 1961 года художник начинает каждую среду показывать работы друзьям просто в своей крошечной квартире. Мастерской у него не было, так как в члены Союза художников его не приняли. В гостях у Соколова бывали Булат Окуджава и философ Авенир Уемов, общественный деятель Витаутас Ландсбергис и известный коллекционер Георгий Костаки. Его творчество знали далеко за пределами Одессы: в Москве работы Соколова были в коллекциях Бориса Слуцкого и Евгения Евтушенко, в Казани ряд статей посвятил художнику теоретик цветомузыки Булат Галеев, а в Литве он был известен благодаря клубу им. Чюрлёниса. Этот клуб под названием «Цвет, музыка, слово» стал первым в советской Одессе общественным объединением, созданным без участия государства – точнее, вопреки ему. Обсуждать актуальные культурологические вопросы без политического контекста в то время в нашей стране было не принято.

«Чемпионат мира по хоккею», 1977 год

Олег Соколов искал связи между цветом, композицией и музыкой. Его поиски в искусстве, подолжая путь, проложенный мирискусниками, прошли увлечение графикой Бердслея и Вазарелли, японской гравюрой и предвосхитили искания нонконформистов 70-х и концептуалистов 80-х. Абстрактное искусство было любимой формой творчества художника, которого ещё называют «первым советским абстракционистом Одессы». Значительное влияние на творчество Соколова оказал французский художник венгерского происхождения Виктор Вазарели и его оп-арт (оптическое искусство).

Олег Аркадьевич много использовал в своих произведениях коллаж, вводя в абстрактные композиции вырезки из газет и элементы фото, цифры и буквы, научные символы и знаки, комбинируя эти элементы с геометрическими фигурами и линиями на фоне цветных участков и пятен. Иногда художник использовал в коллажах природные объекты – листья деревьев, например. Особенно интересны работы, в которых Олег Соколов использовал собственные глубокие и неординарные стихотворения. Тонкий юмор и нестандартное образное мироощущение позволяли автору в таких произведениях выявлять неожиданные, иногда парадоксальные связи и ассоциации.

«Шуберт Серенада”», 1984 год

Особое место для Соколова занимала музыка, живописное видение Шуберта, Баха, Вагнера, Стравинского, Скрябина. Продолжая традиции синестетического понимания цвета, слова и звука, художник отталкивался от идей Кандинского и Малевича, при этом испытав на себе влияние Рудольфа Штейнера и Владимира Вернадского.

«Сталкер», «Освоение космоса», «Детерминизм и вероятность», «Экологическая баллада», «Памяти Колчака», «Школа биоритмов», «Карате – пустая рука», «Песни Высоцкого», «Распутин», «Гимн металла», «В помощь изучающим психиатрию», «Непониманье», «Экзистенциализм», «Душа самурая», «Панно для космической ракеты», «Мастер и Маргарита», «Франсуа Вийон», «Ритмы джаза», «Утончённой жизни цвет. Тютчев», «Песня хиппи», «Для вас, мои дорогие роботы» – круг интересов художника виден из названий его произведений.

2 сентября 2019 года, к 225-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звёзд была открыта звезда в честь Олега Аркадьевича Соколова.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5 / 5. 1

Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: