Дореволюционный криминал в Одессе был крайне интересен, и разнообразен, что породило необходимость в создании правоохранительной системы достаточно высокого уровня. В патрульно-постовую службу набирали исключительно высоких и крепких мужчин после 30 лет, а каждый двор был под охраной отставного военного. Без интернета и мобильной связи защитники правопорядка всегда были в курсе всего, что происходило в городе. Одесситы уважали своих защитников, а бандиты боялись.
Недавно корреспондент «Общественного Прибоя» нанес визит в музей одесской милиции, который расположен по адресу улица Еврейская, 14. Хранитель фондов и подполковник милиции в отставке Юрий Викторович Пучков рассказал увлекательную историю Одессы, в частности, историю развития такой профессии, как правоохранитель до революци.
Самыми первыми предками современных сотрудников правопорядка в Одессе по праву можно считать Дунайских казаков, которых после захвата де Рибасом и атаманами Головатым и Чепегой крепости «Хаджибей», наняли охранять границы города. Про Дунайское казачество будет подробно написано в следующих статьях нашей рубрики, так как они заслуживают отдельного внимания, ведь они, как отдельное объединение, стоящее на защите правопорядка в Одессе, существовало с самого основания города, с 1794 и до 1863 года. и 1917 года.
В дореволюционной Одессе было 34 профессии вора (!).
«Весь уголовный мир держали в жестких рамках. Преступность контролировали. Беспредела не было. Система работала слажено”, – отметил Юрий Викторович. К слову, ветеран МВД Юрий Викторович Пучков прослужил в одесской милиции 30 лет.
Когда Одессе исполнилось 100 лет, в городе было уже 8 отделений полиции. Отдельно стоит отметить период времени, когда во главе одесской полиции города был Я. И. Бунин. Он первый создал приказ, связанный с карманными кражами, который актуален и на сегодняшний день. Бунин пришел в милицию в звании майора в 1882, а ушел в звании генерал-майора в 1903. За время службы получил 15 высших государственных наград.
«Даром такие награды не давали. Это свидетельствует о высочайшем уровне подготовки. Если бы сегодня у нас появился такой человек в полиции, то все преступники, наверное, сразу бы разбежались», – говорит Юрий Викторович.
Отдельного внимания заслуживает система, которая позволяла правоохранителям знать все о горожанах и гостях города, чтобы блюсти порядок и закон. Все дворы в центре города, что можно наблюдать и сейчас, закрытого типа и имеют только один выход. При каждом дворе жил дворник, который получал жалование в полиции и был официальным сотрудников тогдашнего МВД. Эти сотрудники были бывшими военными, в обязанности которых входило не только следить за чистотой двора, но и обеспечивать безопасность жителей. Соответственно, всю информацию о постояльцах и гостях дворник сразу докладывал правоохранителям. За предоставление важной информации околоточному надзирателю (участковому) он получал отдельную премию. В 21:00 двор закрывался на ключ, который был только у дворника. Жильцам, которые возвращались поздно или хотели выйти после 21:00, приходилось платить 50 копеек или 1 рубль. А по тем временам это была немалая сумма.
Как рассказал Юрий Викторович, такую систему в дальнейшем использовали в политической полиции Третьего рейха. Все Гестапо работало по принципу одесской полиции, что позволяло быть в курсе обо всех и обо всем.
Околоточный надзиратель в месяц получал жалование от 100 рублей и выше. Городовой (патрульный) – от 60 рублей. Для сравнения, квалифицированный рабочий получал в месяц 24 рубля и содержал всю семью, в которой, как известно, всегда было несколько детей. За задержания платили премии. К тому же, правоохранителям государство предоставляло жилье, а их дети бесплатно учились в университетах. За все время до 1917 года не было зафиксировано ни одного случая взятки со стороны правоохранителей.
На должность городовых (патрульных) брали исключительно мужчин ростом выше среднего, крепкого телосложения, 30 лет и старше. К тому же обязательными условиями было – победы в кулачных боях и прохождение специальной подготовки рукопашного боя в уличных условиях.
Правоохранителей все горожане уважали. К примеру, на религиозные праздники, околоточный надзиратель (участковый), которого все знали, наносил визиты в семьи высших сословий и поздравлял с праздником. Каждая хозяйка ему выносила рюмку коньяка, лимончик и рубль.
До 1917 года в одесской полиции была картотека, которая включала 40 тысяч уголовников, в те времена она была самой содержательной и большой в Европе. В ней хранилась полная информация о преступнике, в том числе, и иммигрировавших нарушителях порядка, поэтому вся Европа пользовалась одесской картотекой. В 1917 году бандиты ее полностью сожгли.
К слову, в этом году, 5 ноября, музею одесской полиции исполнится 40 лет. И у сотрудников музея есть еще много интересных историй, которыми «Общественный Прибой» будет делиться с читателями.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook