В Одессе завершается процесс возвращения исторических наименований. Возвращены имена Французскому, Итальянскому бульварам. Но есть один бульвар, память о названии которого стерлась в сознании нынешних одесситов. Речь идет об Александровском бульваре, о котором в книге «100 лет Одессе» говорилось: «Парк непосредственно переходит в бульвар – Новый или Александровский, который находится у края обрыва верхнего плато». Бульвар возник несколько позже парка – в 1886 году устроена прекрасная аллея, которая составляет одно из любимых мест прогулки одесситов и протянулась от Барятинского переулка до Ланжероновской площади. Деревья для нового бульвара брались из питомников братьев Ротте, Штамма, Дайбера, Штакельберга и Веркмейстера. Совсем забыто, что в начале XX века, в честь царского манифеста бульвар назвали «аллеей 17 октября 1905 года».
В 1912г. Г. Москвич пишет, «бульвар состоит из двух аллей, расположенных у крутого обрыва, внизу которого Приморская улица». Внизу Александровского бульвара лежала Деволановская улица, протянувшаяся до Австрийского пляжа, а в наши дни – закрытая территория торгового порта. Место бульвара было обжитым с незапамятных времен, даже до появления Одессы.
Историк К. Смольянинов писал, что «..во время присоединения Гаджибея башня с маяком находилась там, где в 1852году было карантинное пассажирское отделение, то есть между нынешним Александровским парком и дачею Ланжерон», Здесь, 10 июня 1793 года заложена по плану Ф. П. Деволана и под руководством капитана Кайзера. звездообразная земляная крепость, а уже в мае 1794 года разместился мушкетерский нижегородский полк.
Сардинский посол де ла Турбия в июне 1796 года писал: «На возвышении, господствующем над городом и портом, возведена Одесская крепость четыре батареи ярусами спускаются к морю». Как удалось так быстро возвести крепость с периметром стен 1600 м, 120 орудиями на площади 12 га? Ведь Хаджибей был малонаселен. Вот что писал библиограф В. Загоруйко: «Еще до основания города по Карантинной балке поселились запорожские казаки, они же помогали взятию крепости (речь идет о турецком Хаджибее) при штурме 14 сентября 1789 года». Можно предположить, учитывая, что Карантинная Балка рядом со вновь возводимой крепостью, что запорожцы влились и в ряды ее строителей.
В 1872 году на территории бывшей крепости был случайно обнаружен закладной камень крепостной церкви Св. Александра с частицами мощей великомученика Меркурия и мученика Мардария, ныне хранящийся в историко-краеведческом музее. С 1811 года официально, а фактически с 1803 года крепость упразднена и лишь Андреевский бастион, где памятник-колонна и один марш дороги на склоне, напоминает о ней.
Далее здесь разместился Карантин и Карантинное кладбище. Известная одесситам аркада строилась в начале XIX века архитектором И.Кругам, выходцем из Австрии. Где-то здесь произошло событие, связанное с пребыванием А. С. Пушкина. В 1824 году, прогуливаясь вдоль берега, он попал в расположение одной из приморских батарей. Узнав поэта, артиллеристы дали залп. На гауптвахту и в историю литературы попал дежурный офицер поручик Петр Александрович Григоров, в дальнейшем …монах Оптиной Пустыни, автор интереснейших «Записок Григория Задонского». Росли ли здесь деревья, Александровского предшественники бульвара?
А до революции здесь был залитый солнцем, открытый морскому бризу бульвар. Среди гуляющей публики часто видели Варфоломея Антоныча Дубинина (владельца популярного магазина на Дерибасовской), Николая Иваныча Амбеликопуло (экипажная фабрика на Ольгиевской), Сему Файнштейна (содержателя курсов «изощрения и спец. укрепления памяти» на Екатерининской, 26) и многих других. Они попивали «рюмочку малаги с бисквитом в кафе-шантане на бульваре, где согласно рекламе «представления происходят на протяжении всего года». Содержателем был некий Кинелли. Оборудовал ресторан Карл Леонович Шенштейн, владелец конторы «по устройству музыкальных машин» на Нежинской, 77. Сохранилось описание этого неповторимого заведения: «В центре бульвара двухэтажное здание буфета- зимний и летний кафе-шантан – с бельведерами и башенками, по бокам здания расположены обширные веранды, где можно укрыться от солнца и непогоды, на обширной площадке между верандами и буфетом расположены многочисленные столы».
В местной газете за 1893г. сообщалось о царящих нравах. «..Каждое лето в кафе-шантане появляются шантажисты, вымогающие у певиц деньги. Если певица дает им «контрибуцию», то они ей аплодируют, в противном случае, при появлении «непокорной» раздаются свистки. Несколько таких шантажистов-свистунов удалось задержать одному полицейскому надзирателю». Тяжелы будни правоохранительных органов. Но ничто не мешало отдыху публики. Немалое оживление вносило появление на бульваре легендарного одесского сумасшедшего Марьяшеса по кличке «восемнадцать». Он был единственным, кто решил труднейшую экзаменационную задачу, но помешался при этом. Л. Утесов в «Моей Одессе» пишет, что Марьяшес «заходит в любое кафе. Ему подают все, что он пожелает. Все счета потом оплачивает его брат- врач». Не легенда ли? Установлено, что доктор С. Е. Марьяшес проживал неподалеку от бульвара на Белинской улице. Бульвар имел электрическое освещение, тир «для стрельбы в цель», украшен «изящными газонами с цветами».
Фрагмент из книги: «Одесса. Портреты улиц», авторы Валерий Нетребский и Валерий Шерстобитов
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook