Автор: одесский предприниматель Борис Эмельдеш
Ровно 35 лет назад, а именно 26 мая 1988 года, был принят закон «О кооперации в СССР». А годом ранее, в 1987 году Совет министров СССР объявил о создании кооперативов и граждане СССР впервые за 60 лет получили неслыханную ранее возможность заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе и торговлей.
Одесса во все времена всегда держала нос по ветру. Не отстала и тут. В Одессе произошел бум кооперативного движения, который активно поддержали все одесситы. Кооперативы в нашем городе стали пользовались огромной популярностью, потому что предлагали дефицитные товары и те услуги, которые еще не были знакомы простым советским людям. Многие помнят, как в известном гастрономе на Дерибасовской появился невиданный ранее отдел, где продавались истинно свежее мясо и деликатесные мясные изделия. Весь город съезжался туда, если не скупиться, так хотя бы посмотреть. Хозяином этого магазина был некий Эдик. Имя это я запомнил из семейных разговоров. Мама в это время продавала свой ресторан, вернее фирму Интербизнестур ( отдельно ресторан было продать нельзя), где она на протяжении многих лет была генеральным директором. Ей предложили работу во Франции, а совмещать два разных вида деятельности не получалось.

Последователей, которым можно было передать ее дело, не нашлось. Из папы, как я уже рассказывал, предприниматель был никакой, а я тогда учился и видел свое будущее в совсем другом месте. Поэтому от маминого предложения продолжить ее бизнес, я легкомысленно отказался. Так вот, именно этот самый Эдик и купил мамин ресторан. Но это было уже в другом времени, когда кооперативы сменили так называемые Общества с ограниченной ответственностью. А пока что королями бизнеса были кооперативы и они благополучно процветали, так как им полагались беспрецедентно льготные (для советской действительности) условия работы с наличными денежными средствами: они могли самостоятельно устанавливать лимит остатка наличных денег в своей кассе и нормы расходования денег из выручки, минуя обязательную промежуточную сдачу наличных в банк. Интересно было бы послушать истории из этой эпохи одесского предпринимательства. И хотя по малолетству я мамой в тот период еще не привлекался к трудовой деятельности, все же кое-что помню, а кое в чем приходилось и участвовать.
Так, например, когда мама выпускала справочник одесских предприятий, вся наша семья была в этом задействована. В макете были неправильно указаны некоторые телефоны, и пришлось всей нашей семье, включая бабушку и маленькую сестру, править весь тираж вручную. Запомнил я и еще некоторые эпизоды из деятельности ее кооператива. На слуху в семье было имя Женя Головко. Как я теперь понимаю, это был директор дома Мебели. Помню, что это был молодой симпатичный мужчина, и очевидно очень неглупый. Он оценил мамино смелое предложение создать в своем магазине отдел сувениров для комнатных интерьеров. Ранее ничего подобного не было. Правда, приходилось за этими сувенирами мотаться в Прибалтику, но полученный доход все компенсировал. Мама всегда соблюдала свой главный принцип: ничего не вкладывать в новое дело и сувениры, которых в Одессе с огнем было не сыскать, моментально покрывали все расходы. Оформление же самого от дела, где были выставлены сувениры, не требовало затрат, так как мама использовала имеющуюся в магазине мебель. Кооперативы вписывали в свой Устав все, что в голову придется, по принципу «авось пригодится». Вот и мама, филолог по образованию, вписала себе статью Ремонтные работы. И со временем это направление оказалось наиболее востребованным. Современному человеку трудно представить себе, что было время, когда сделать ремонт в квартире было весьма проблематично. У нас в семье это делал папа, поэтому ремонт в нашей квартире носил хронический характер. Но если организовать на ремонт папу у мамы плохо получалось, с чужими мужьями она справлялась гораздо лучше. Она организовала бригаду толковых мастеров разного профиля с хорошими руками и скромными запросами, с которыми они триумфально отремонтировали значительную часть жилищного и производственного фонда Одессы. Я запомнил только онкологический диспансер, потому что мама меня часто возила туда с собой и я запомнил эти долгие, как зубная боль, поездки на далекую Слободку, где она делала паркетный пол. Где она умудрялась находить дефицитные материалы для этого, как справлялась с оформлением многочисленных договоров, актов приемки и держала в ежовых рукавицах рабочих, когда в своей предыдущей деятельности этим не занималась от слова совсем, непонятно.
Несмотря на легализацию частного сектора, власть во многом продолжала воспринимать предпринимателей, как классовых врагов и вскоре, чтобы новоиспеченным бизнесменам жизнь не казалась сладкой, был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о прогрессивном налогообложении кооператоров, посредством которого планировалось «изъятие определённых сверхдоходов» у советских кооператоров, под которыми подразумевалась сумма, превышающую две с половиной средние зарплаты. Кооперативы становились невыгодным делом и постепенно себя изжили, оставшись разве что в управлении домами и гаражами.