Статистика отравлений угарным газом в Одесском регионе на данный момент весьма плачевна и угрожающа Люди, пытаясь согреться в связи с отсутствием отопления и света, зачастую пренебрегают самыми элементарными мерами предосторожности, что приводит к трагедии. Что особенно прискорбно – участились случаи гибели не только взрослых, но и детей.
Так, по данным ГСЧС в Одесской области только за один день в Одесском регионе пятеро детей отравились угарным газом. В детское отделение Белгород-Днестровской городской больницы, в состоянии средней тяжести с отравлением угарным газом, госпитализированы двое детей: девочка 2007 года рождения и мальчик 2017 года рождения.
В селе Большой Дальник, Одесского района угарным газом отравились трое детей. Два мальчика 2011 и 2016 годов рождения и девочка 2016 года госпитализированы в детское отделение Одесской детской больницы в состоянии средней тяжести. Предварительная причина отравления – использование газовой горелки для отопления помещения.
Журналист издания “Общественный Прибой” обратился в Центр экстренной медицинской помощи и медицины Катастроф с просьбой врачей дать рекомендации относительно недопущения отравления и какую бы первую помощь можно было оказать человеку в случае отравления угарным газом. Врач 44 бригады ЦЭМ и МК Ковченко Екатерина Александровна и врач 43-й бригады Андриюк Елизавета Вадимовна подробно ответили на вопросы журналиста.
Врачи отмечают, что на данный момент проблема отравления угарным газом крайне актуальна. Потому что люди пытаются согреться любыми возможными средствами – включают газовые плиты, согреваются от газовых горелок, при этом пренебрегают элементарными правила предосторожности. Безусловно, если человек пытается согреться, то все манипуляции он производит с закрытыми окнами. Но, как отмечают медики, это очень опасно, потому что крайне сложно отследить концентрацию кислорода в помещении и крайне сложно спрогнозировать, когда кислород закончится.
Как отмечают медики, человеку крайне сложно понять, что он отравился угарным газом, ведь нет никакого специфического запаха. А признаки отравления очень схожи с простым переутомление, чему просто не придается значение. Это сонливость, слабость, начинает болеть голова – пульсирующая боль в висках, кружится голова, тяжело дышать. Это состояние очень легко принять за усталость, а на самом деле, это могут быть симптомы гипоксии.
Необходимо понимать, что недостаток кислорода может возникнуть и без наличия горения отопительных приборов, просто, чтобы согреться, помещение не проветривается и могут возникнуть симптомы недостатка кислорода. В данном случае достаточно выйти на свежий воздух. И в условиях повышенной опасности отравления, мерами предосторожности будут взять за правило, каждый час открывать окно (даже если в помещении холодно) или выходить на свежий воздух.
При отравлении угарным газом, как комментируют медики, клиника характеризуется спутанностью и может развиваться длительное время. Спутанность клинической картины проявляется в том, что первые признаки отравления чаще всего связывают с банальной усталостью и человек не осознает, что происходит на самом деле.
“Клиника развивается в зависимости от того, насколько много угарного газа было в помещении, то есть концентрация. Можно пробыть 10 часов в помещении с маленькой концентраций и заработать легкую степень. А можно пробыть 20 минут в помещении с высокой концентрацией угарного газа и сразу попасть в реанимацию. При легкой степени отравления, прогулка в течение нескольких часов на свежем воздухе нормализует состояние, потому что кровь насытится кислородом. Проблема в том, что человек завтра пойдет в тот же офис и снова будет находиться там 10 часов. И какой-то процент карбоксигемоглобина в организме останется. И если это положение не меняется длительное время – месяц, то это накапливается. А хроническое отравление гораздо сложнее лечится, чем просто отравление“, – предостерегает врач Ковченко Екатерина Александровна.
Также Екатерина Александровна пояснила, что значит хроническое отравление, сколько оно развивается у человек и за какое время может прийти в критическую точку:
“Все зависит от организма человека, то есть от его резервных сил. Молодой человек с хорошим уровнем гемоглобина, с хорошими эритроцитами, справится с этим намного лучше, потому что у него восстановительная реакция происходит быстрее, клетки возобновляются быстрее. А у пожилой бабушки, у которой репродуктивные свойства уже на исходе – накопление происходит намного быстрее. Поэтому у каждого человека этот процесс происходит индивидуально”.
Врачи ЦЭМ и МК предостерегают людей с определенными видами заболеваний, для которых соприкосновение с угарным газом даже в малых дозах особенно опасно – с анемией, сахарным диабетом, если есть патологии с сердечной и дыхательной системой. Пожилые пациенты, у которых есть нарушения мозгового кровообращения – очень чувствительны к отсутствию кислорода.
Как отмечают медики, если при отравлении ситуация достигла критической точки, то человек самостоятельно себе уже не сможет помощь, необходимо специализированное медицинское оборудование – барокамеры и струйный кислород. Человек теряет сознание и если после этого, остается в очаге с угарным газом, а дыхание продолжается, то далее наступает кома.
Сейчас довольно часто, с учетом сложившейся ситуации, для подачи света в помещения, используются генераторы, при этом не соблюдают безопасные правила их использования, то есть, генераторы работают непосредственно в самих помещениях. Медики призывают руководителей компаний ни в коем случае так не делать, ведь это крайне опасно и рассказали случай, когда подобная ситуация привела к критической точке:
“Страшно, когда генераторы работают в помещении. У нас был случай, обратилась молодая девушка в больницу. Она находилась в офисе 10 часов, где работал генератор. В результате она попала в реанимацию“, – комментирует Екатерина Александровна.
Врачи Екатерина Александровна и Елизавета Вадимовна также рассказали с какими трудностями им приходится сталкиваться во время выполнения своих обязанностей. В связи с отключением электричества, лифты в домах не работают и медикам приходится с оборудованием подниматься по лестнице к пациентам. Вот недавно одной из бригад пришлось сносить пациента с инсультом с 22 этажа. То есть физическая нагрузка значительно возросла.
Относительно вызовов, которые на сегодняшний день получает их Центр, отмечают увеличение именно профильных обращений – это когда действительно необходима экстренная помощь. Например, инсульты, инфаркты, ДТП, падение с высоты.
Поговорили и том, как такие хрупкие девушки выбрали весьма сложную профессию, где нет места сантиментам, а необходима квалифицированная и быстра помощь пациентам. Со слов Екатерины и Елизаветы, идти работать в “скорую помощь” они не собирались, все решил случай.
“У меня папа фельдшер скорой помощи. И когда я собралась в медицинский, дома был огромный скандал. Потому что папа не хотел, чтобы дочь пошла по его стопам и работала в той же структуре. Все же вопреки, я пошла в медицинский. При этом далее, я решила, что куда угодно, только не на скорую помощь.
На третьем курсе начала подрабатывать на скорой помощи. А потом могла быть хирургом, терапевтом – поступали предложения. Некоторое время не могла определиться. А потом женщина в приемном покое спросила:
-Есть места в скорой. Пойдешь?
– Пойду, – ответила я.
Только потом поняла, что ранее говорила, что куда угодно, только не в скорую помощь. Но уже нельзя было отказаться. Сама была удивлена , почему выбрала этот путь. Сначала было тяжело, потому что за всех переживала, всем хотелось помощь . А потом понимаешь, что твои знания действительно могут спасти жизнь. И потом не хочется уходить“, – поделилась Екатерина.
“Отсюда невозможно уйти. Два дня выходных и ты уже бежишь на работу. У нас очень молодая подстанция и самый молодой коллектив. Я тоже долго не могла определиться кем я буду, а потом мне задали один вопрос:
“Ты хочешь заниматься бумагами и пить кофе в уютном кабинете или хочешь иметь опыт и адреналин?
И я выбрала второй вариант, но я не знала, что это будет скорая. И потом мне сказали – ты идешь на интернатуру в скорую помощь”, – история Елизаветы.