Бактериолог из Одессы в XIX веке создал первую вакцину против холеры

“Это самый неизвестный человек, большой филантроп, которому рукоплещет вся Европа, а на родине он никому не известен”

(Антон Чехов)

Владимир Хавкин – бактериолог, иммунолог и эпидемиолог, коренной одессит, который закончил школу в Бердянске, затем Одесский университет. Будучи учеником академика Мечникова, его имя прославлено на весь мир, как создателя первой вакцины против чумы и холеры. В Индии его называют, как и Ганди, “отцом нации”.

Он первым в 1892 году в разгар эпидемии в Европе ввел собственную вакцину самому себе, став национальным героем Франции тех лет, вызвав огромный авторитет у Луи Пастера.

В Индии его почитают как божество, называя, как и Ганди, «Махатма»  (в переводе, “отец нации”), а также “большим белым исцелителем”. Его именем назван созданный им институт в Мумбаи (старое название – Бомбей) – крупнейший центр по изучению чумы и холеры в Юго-Восточной Азии.

Доктор Хавкин – единственный украинец, кто награжден одним из высших орденов Великобритании из рук королевы.

Родился он под именем Маркус-Вольф в Одессе в семье учителя Казенного еврейского училища и дочери учителя древнееврейского языка в том же училище. Учился в хедерe, а в 1879 году окончил русскую гимназию в Бердянске. И Бердянская гимназия наверняка оставила след в жизни Владимира Хавкина. Однако, окончив гимназию, Хавкин едет в Одессу – центр свободомыслия и культуры, жемчужину южного побережья Империи. В 1879 году молодой человек привлекательной наружности и недюжинной физической силы поступает на первый курс естественного отделения знаменитого одесского Новороссийского университета. Среди его профессоров – Сеченов, Ковалевский, Мечников, Умов. Начинается новая жизнь – студенческая, самостоятельная, замешенная на настойчивых мечтаниях о справедливости и свободе.

С ранних лет Хавкин отличался блестящими способностями, невероятным трудолюбием, четкой направленностью интересов. В 1884 году окончил Новороссийский университет в Одессе. Толстые стены одесской Бродской синагоги, куда после победы большевиков переехал областной архив, помогли сохранить цепочку увлекательных эпизодов из студенческой жизни молодого Хавкина. Когда бы не образцовое делопроизводство, эти тайные страницы остались бы не прочтенными никогда.

Под влиянием Ильи Ильича Мечникова Владимир Хавкин заинтересовался зоологией простейших. В студенческие годы он вступил в кружок революционеров-народников, за что дважды Хавкина выгоняли из университета, а подвергался арестам. Однако после их обращения к терроризму оставил политическую деятельность.

Университетское руководство, стремясь открыть талантливому студенту дорогу к научной карьере, предложило Хавкину принять православие. Однако Хавкин отклонил это предложение. В 1881 году Илья Мечников перебрался в Швейцарию. В 1888 году Хавкин последовал за ним и занял должность приват-доцента Лозаннского университета.

В 1889 году Хавкин по рекомендации Мечникова стал сотрудником Пастеровского института в Париже, во главе которого стоял легендарный ученый Луи Пастер.  Главным направлением его работ была защита человеческого организма от инфекционных болезней с помощью сывороток и вакцин. День за днем, ночь за ночью – опыты над сотнями лабораторных животных, эксперименты, пробы, ошибки и снова пробы. Наконец появилась на свет первая облегченная болезнетворная сыворотка Хавкина – противохолерная вакцина. В его руках и концентрированный раствор – убийственный холерный яд, зародыш бактериологической бомбы. К 1892 году Владимир Хавкин создал первую эффективную вакцину против холеры.

Доказать лечебные свойства вакцины – значит публично продемонстрировать несомненный положительный результат. Малейшая ошибка в расчетах может привести к смерти. А подвергать смертельной опасности чью-либо жизнь – не в обычаях бывшего бомбиста… И Хавкин испытывает препарат на себе, доказав ее безопасность для человека.

Весной 1892 года в Туркестане была зафиксирована массовая вспышка холеры. От южных границ империи болезнь двинулась в глубь России. Европе угрожала пятая за один век эпидемия. По просьбе Хавкина сам великий Пастер предложил России новое средство для борьбы с болезнью. Но предложение бывшего мятежника и бунтовщика решительно отклонили. Впрочем, и в просвещенной Испании, и даже в прекрасной Франции были отмечены очаговые вспышки холеры, но власти этих стран не спешили принять помощь от русского эмигранта. Многие прославленные медики считали саму идею вакцинации вредной и опасной затеей, они готовы были на всё – лишь бы не допустить в высокий храм медицины какого-то одесского зоолога с его микроскопическими тварями.

Поскольку до тех пор медицина была бессильна против этой болезни, британское правительство разрешило Хавкину испытать вакцину в Индии, где в это время свирепствовала эпидемия холеры. Она забирала сотни тысяч человеческих жизней. В начале 1893 Владимир Хавкин отправился в Индию в качестве государственного бактериолога и чуть болем, чем за 2 года, наладив производство вакцины, лично принимал участие в вакцинации свыше 42000 человек. В результате этого заболеваемость холерой и смертность от нее сократились в десятки раз. Прививки вакцины Хавкина стали после этого массовыми и применяются в улучшенном виде до сих пор.

В. Хавкин проводит вакцинацию местного населения. Калькутта, 1893 год

Таким же решающим был вклад Хавкина в борьбе с чумой, эпидемия которой поразила в 1896 году второй по величине город Индии – Мумбаи (болем известный всем, как Бомбей) и его окрестности. В Старом городе, в сохранившейся со времен португальского владычества резиденции губернатора, Хавкин за три месяца изготовил противочумную вакцину и 10 января 1897 года испытал ее на себе, а затем в течение нескольких лет непосредственно участвовал в вакцинации населения.

Начав свой путь в Бомбее, противочумная вакцина Хавкина получила распространение во всем мире. За сорок лет были привиты – и тем самым убереглись от смерти – более тридцати пяти миллионов человек.

Хавкин (в центре) с сотрудниками лаборатории по борьбе с чумой, 1902 г.

Созданная Хавкиным в Бомбее небольшая противочумная лаборатория стала впоследствии крупнейшим в Южной и Юго-Восточной Азии исследовательским центром по бактериологии и эпидемиологии, и с 1925 года носит название «Институт имени Хавкина».

Институт имени В. Хавкина

В 1897 году королева Виктория наградила Хавкина одним из высших орденов Британской империи. В честь него в Лондоне был дан прием, на котором присутствовали крупнейшие английские медики. Так, с приветственным словом выступил знаменитый хирург Листер, который поблагодарил Хавкина за всего то хорошее, что он сделал для Индии, и тем самым и для Великобритании.

Производство противочумной вакцины. Бомбей, конец 1890-х годов

Доктор Хавкин вышел на пенсию и вернулся из Индии в Европу в 1915 году. В том же году он был приглашен военным ведомством Великобритании для консультаций: вакцинировать ли направляемых в колонии британских солдат? Военные проявили глубокий интерес к исследованиям и практической деятельности ученого. Маловероятно, чтобы темы бесед с руководителями министерства обороны ограничились лишь вопросами вакцинации. Но большинство вопросов, обсуждаемых в этом ведомстве, надолго скрыты под грифом «совершенно секретно».

На иерусалимском холме Тель-Рам, в Национальной библиотеке, хранится архив Маркуса-Вольфа Хавкина, микробиолога, и каждый желающий может получить допуск к архиву, прочитать его письма и изучить документы. Иерусалимский архив – это письма, литературные наброски. Это подписанное одесским раввином свидетельство о рождении в 1860 году, в семье Аарона Хавкина, мещанина, сына Маркуса-Вольфа, прожившего большую часть жизни под именем Владимир, а незадолго до конца ее вернувшегося к родовому имени. Это написанное в Калькутте исследование о творчестве Оноре де Бальзака. Это скудная домашняя бухгалтерия: за утреннюю газету заплачено столько-то, за хлеб – столько-то, за молоко – столько-то, за писчую бумагу – столько-то… Даже до относительного материального благополучия начинающему ученому было далеко, как до горизонта. Но прежде всего это – дневники.

Доктор Хавкин вел дневник изо дня в день, год за годом, почти без пробелов и умолчаний. Надо было обладать железным характером, чтобы в самых экстремальных обстоятельствах – уходя от слежки агентов царского Третьего отделения, в разгар смертоносных эпидемий в джунглях Индии – не забрасывать дневник, фиксировать события разноцветных дней, из которых сложена мозаика нашей жизни:

«1888 год. Отъезд из Одессы, больше похожий на бегство.

1893 год. Отъезд из Парижа в пораженную холерой Калькутту.

1915 год. Возвращение из Индии в воюющую Европу.

1926 год. Путешествие в большевистскую Одессу, на негостеприимную родину. Недолгое путешествие…»

Через четыре года доктора Хавкина не стало.

Источники:

Громадське радио (https://hromadske.radio/news/2015/12/22/bakteriolog-z-odesy-u-xix-stolitti-stvoryv-pershu-vakcynu-proty-holery)

Лехайм (https://lechaim.ru/academy/doktor-havkin-samyj-neizvestnyj-chelovek/)

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3 / 5. 2

Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: