40 проектов одного театра

Трагедия случилась в ночь на 2 января 1873 года. Сгорел первый Одесский городской театр, построенный по инициативе герцога Армана Ришелье. Пожар начался в пристройке, где помещались часы, освещавшиеся всю ночь газом. Незадолго до этого здание было отреставрировано и переведено на освещение газовыми лампами взамен масляных. После пожара от здания почти ничего не осталось.

Рухнул треугольный фронтон в греческом стиле и камни далеко рассыпались по театральной площади. Внутри также все выгорело. Сгорела сцена, на которой играли прославленные артисты России, Италии и других стран. Не стало прежнего, любимого одесситами, воспетого Пушкиным, старого городского театра. Осиротели одесские театралы.

Пожары в то время были частой причиной разрушения зданий театров. Ведь их сцены освещались сперва факелами, позже свечами, затем масляными лампами. Поскольку большинство из них были сооружены из дерева, пламя распространялось очень быстро. Противопожарного оборудования тогда не существовало. Решение задачи защиты театра и зрителей от пожара предоставлялось на усмотрение архитекторов и инженеров.

С ростом интереса к театральной игре в европейских странах увеличилось количество зрителей, которым грозила  эта опасность. О масштабах беды свидетельствуют многие факты. Около тысячи зрителей погибли в пламени в венском Ринг-театре в 1881 году. Многие сотни зрителей погибли в разных странах от пожаров только за одно десятилетие. В 127 случаях театральные здания сгорели полностью.

Это заставило более серьезно относиться к сооружению помещений для массовых зрелищ. Вступило в силу первое законодательное регулирование строительства театральных зданий в Австро-Венгрии. Бюро Фельнера и Гельмера приступило к разработке мер противопожарной безопасности. Театральным архитекторам предписывалось выполнять новые правила: для каждого яруса зрительного зала предусматривались полностью обособленные лестницы, которые вели прямо на улицу. Сцена должна была находиться на более высоком уровне, чем зрительный зал, и окружена с боков защитными стенами. Занавес должен был изготавливаться из железа и для эстетической привлекательности расписываться художниками.

Гибель одесского театра взволновала общественность, заставила городские власти искать выход из создавшегося положения. И уже через год после трагического пожара Дума рассмотрела обстоятельный доклад городской управы по строительному отделению о сооружении нового муниципального театра в Одессе. Его сделал Григорий Маразли, будущий городской голова.

B январе 1874 года Дума постановила приступить к детальной разработке проекта нового театра, рассчитанного на 1800—2000 мест. Это значительно превысило бы размеры прежнего театра. Учитывалось то обстоятельство, что когда строился театр при Ришелье, в Одессе было около 10 тысяч жителей, а теперь население быстро растущего города достигло 250 тысяч жителей.

Весной того же года городская управа объявила условия конкурса на проект нового театра и установила две премии –  в шесть и три тысячи рублей. На заседании Думы все речи сводились к тому, что город не должен жалеть средств на театр, что его здание должно не уступать лучшим театрам Европы. Необходимо было воссоздать новый муниципальный театр, достойный блестящего экономического развития Одессы в 70-е годы.

В выступлениях депутатов особо подчеркивалась мысль о том, что как бы ни были велики материальные затраты города на театр, они с лихвой окупятся. Ведь он удовлетворит эстетические и духовные потребности, как коренных жителей, так и приезжих. Театр создаст для населения тот уют, который привлечет в Одессу новых жителей, еще более активизирует ее торговлю, упрочит благосостояние.

Идея театрального строительства в бурно растущем портовом городе на юге Российской Империи была настолько жизненна и привлекательна, что заставила задуматься архитекторов многих стран. К объявленному сроку на конкурс в одесскую городскую управу было представлено более 40 проектов театра, авторами которых стали русские и иностранные зодчие.

Однако ни один из этих проектов взыскательное жюри не признало достойным первой премии. Вторая премия была присуждена проекту архитектора из Вены Гизера и Лиенталя из Кобленца. Но грандиозное сооружение по их плану могло обойтись казне в полтора миллиона рублей, и этот проект признали неосуществимым.

Работа театральной комиссии была прервана русско-турецкой войной 1877-1878 годов и другими событиями и возобновилась лишь в 1880 году. Специалисты определили: новый театр должен стоить максимально 600 тысяч рублей при вместительности, рассчитанной на 1800-2000 зрителей.

Составить такой проект было поручено известному одесскому архитектору Александру Бернардацци. Ему принадлежало авторство в создании великолепного помещения купеческой биржи, которое использовалось тогда, как и сейчас, под концертный зал филармонии.

В мастерской Александра Ивановича закипела работа. Со своими помощниками он сделал множество эскизов, чертежей, составил расчеты. Но все расчеты показали, что стоимость нового театрального здания превысит обусловленную сумму в 600 тысяч рублей.

Тогда комиссия, одобрив проект Александра Бернардацци, вошла в Думу с предложением, которое заключалось в том, что либо размеры будущего театра должны быть уменьшены, либо стоимость сооружения должна быть увеличена. Депутаты приняли решение: довести ассигнования на строительство театра до миллиона рублей и установить число мест в нем  – 1600.

Однако среди городских деятелей произошел раскол. Одни настаивали на том, чтобы проект Александра Бернардацци был принят к осуществлению после некоторой доработки и изменений. Другие же, узнав о деятельности в Вене высокопрофессионального архитектурного бюро Фельнера и Гельмера, настаивали на том, чтобы обратиться к этим мастерам вне конкурса.

Дума утвердила второе предложение. Следует отметить, что это историческое решение 28 января 1882 года, давшее в результате нынешний великолепный оперный театр, тогда огорчило многих. Как патриоты своего города, одесситы рассчитывали, что храм искусств будет воссоздан силами местных специалистов.

Вскоре был получен из Вены проект от Фельнера и Гельмера. Специальная комиссия, в которую вошли архитекторы Ф. Гонсиоровский и Л. Отон, инженер Гибш и техники, детально ознакомилась с этим произведением австрийских зодчих. По мнению одесских специалистов, венский проект соответствовал требованиям актеров и зрителей. Он был выставлен в зале Думы и, после ознакомления с ним публики, утвержден городскими властями к исполнению.

Для сооружения театра в Одессе был сделан вызов всех желающих подрядчиков, но таковых не оказалось ни в городе, ни в России. Тогда воспользовались советом авторов проекта и обратились к их соотечественнику венскому строителю Рудольфу Фрею. Он принял на себя подряд по постройке театра в Одессе за 990 тысяч рублей.

По существовавшим в Российской Империи правилам все чертежи и смета были отправлены в Санкт-Петербург на рассмотрение и проверку в строительно-техническом комитете Министерства внутренних дел. Там были внесены некоторые изменения: в частности, отопление здания калориферами было предложено заменить на паровое. Окончательно проект был утвержден императором Александром III.

Осенью того же года город подписал с Рудольфом Фреем договор, по которому подрядчик обязался построить новый одесский театр по проекту Ф. Фельнера и Г. Гельмера на 1600 мест за три года – к 15 сентября 1887 года.

«Предприниматель Рудольф Фрей, -говорилось в контракте, – обязывается всецело на свой счет, своими средствами, те, материалами и всеми необходимыми рабочими силами и принадлежностями для работ произвести постройку и совершенно полное устройство городского театра в Одессе на площади между Ланжероновским и Театральным переулками, по проекту, составленному венскими архитекторами Фельнером и Гельмером и одобренному Исполнительной комиссией по сооружению сего театра, с теми в нем изменениями, какие определены при утверждении в технически-строительном комитете Министерства внутренних дел».

Воскресить в новом блеске и великолепии старый сгоревший театр было решено на средства города без взятия пособия из казны. Дума приняла предложение члена городской управы по финансовому отделу Р. Хари о финансировании строительства оригинальным способом. Он рекомендовал, при достижении стоимости произведенных работ в миллион рублей, заложить все здание в Одесском кредитном обществе на сумму 520 тысяч рублей. Добавить к этому 200 тысяч рублей от страховки, полученные за сгоревший театр, и 400 тысяч рублей ассигнований, которые делались заблаговременно ежегодно в течение последних пяти лет.

Уладив финансовые трудности таким хитроумным образом, одесситы принялись за расчистку от рухнувших камней театральной площади. Вскоре состоялась торжественная закладка фундамента будущего театра. Она сопровождалась своеобразным посланием к потомкам. И потомки нашли его спустя 113 лет!

Уже в наши дни в ходе работ по усилению фундаментов центральной части здания театра строители обнаружили металлический заклад-шкатулку с документами, материалами и предметами, заложенными организаторами строительства Одесского оперного театра 16 сентября 1884 года. В шкатулке находились «Отчет Одесской городской управы» и «Роспись доходов и расходов г. Одессы» за 1884 год, «Городовое положение», металлическая пластина с текстом-сообщением:

«г. Одесса, 1884 года сентября 16-го дня, в царствование Всероссийского императора Александра III Александровича, заложено здание Одесского городского театра, при исправляющем должность временного одесского генерал-губернатора Х. Х. Роопе, одесском градоначальнике П. П. Косаговском, одесском городском голове Г. Г. Маразли, товарище городского головы бароне Н. А. Витте, членах городской управы: Н. В. Велькоборском, К. М. Минчиаки, Р. Л. Хари и О. О. Чижевиче, членах исполнительной комиссии по сооружению театра: М. И. Балихове, Н. А. Деппе, С. Г. Зусмане, Я. А. Новикове, М. Е. Севастопуло, К. К. Сикарде, Н. М. Чихачеве, Е. И. Шульце и секретаре Н. И. Драго, по проекту архитекторов Фельнера и Гельмера, строителем-подрядчиком Р. Фреем».

Кроме этого в шкатулке были серебряный рубль, вино и хлеб, выпеченный из пшеницы урожая 1884 года, выращенной в селе Кошарка.

Все эти документы и предметы впервые экспонировались осенью 2001 года на выставке «От Гамбурга до Риеки, от Цюриха до Одессы».

Фрагмент из книги: «Возрождаем театр-сказку», авторы: И. Волощук, Ю. Михалюк, В. Снисаренко

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0 / 5. 0

Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: