Памятная дата сразу для двух одесских музеев: история открытия ОХМ и героического возвращения коллекции ОМЗВИ после войны

Сегодня,  6 ноября, Одесский художественный музей празднует свой 121 день рождения, а Одесский музей западного и восточного искусства отмечает 75 лет с открытия после Второй мировой войны.

Одесский художественный музей
впервые открылся для посещений 6 ноября (по нынешнему календарю) 1899 года. Сначала Григорий Маразли, известный меценат, которого четыре раза избирали мэром Одессы, выкупил здание дворца Потоцких и 1889 передал его городу, отметив, что в нем должны быть оснащены «общественно полезные заведения» – в частности, музей изящных искусств. Это стоило Маразли бешеных денег: 140000 рублей он заплатил за само имение, и еще на 150 000 пришлось выплатить за долги предыдущих владельцев – в пересчете на современные деньги это более двух миллионов долларов.

Следующие 9 лет заняло юридическое оформление подарка Маразли и поиск городскими властями средств на его ремонт. Наконец, в 1898 году Одесская городская управа согласовала с Обществом изящных искусств устройства во дворце музея. В момент открытия Городского музея изящных искусств его коллекция состояла из 128 работ. Сейчас же в ней более десять тысяч экспонатов! Художники и меценаты сразу же начали дарить новому музею свои работы, и уже скоро в коллекции появились Айвазовский, Бенуа, гравюры с картин Рубенса. Через несколько недель после открытия музей принял XVII передвижную выставку – скорее всего, это и была первая выставка в Одесском художественном музее.

Интерьеры музея в 1900 году, автор Адольф Горенштейн. С архивов Одесского художественного:

Ровно 75 лет назад, 6 ноября 1945 года, состоялось открытие Одесского музея западного и восточного искусства после четырех лет войны и оккупации города, тяжелейших лет страданий, смертей, страха, грабежей и насилия. Музей был разграблен, и его многочисленные ценные произведения искусства оказались в самых разных местах.

После освобождения Одессы 10 апреля 1944 года маленький коллектив музея (всего 14 человек!) во главе с директором Осипом Давидовичем Зейлигером начали нелегкую миссию по возвращению музейных экспонатов. На это ушло полтора года.

Вернулись из эвакуации в башкирской Уфе 106 ценнейших произведений западноевропейских художников. Затем были возвращены скульптуры, графика, рамы, музейное оборудование и библиотека (около 6 тысяч книг), переданные румынскими властями в другие одесские музеи. Из римско-католического костела на Екатерининской улице и православного собора Успения Пресвятой Богородицы вернулись в музей 13 прекрасных картин на религиозные сюжеты, среди которых были «Взятие Христа под стражу» Караваджо и «Мадонна на троне» Франческо Граначчи.

Изъятые оккупантами в 1942 году из фондов музея, они были «подарены» этим храмам.

Однако не все проходило гладко. Например, Дом ученых, который по решению румынских властей был превращен в резиденцию губернатора Транснистрии и украшен изъятыми из музейной коллекции мебельными гарнитурами, картинами и роскошными напольными вазами – всего 259 единиц, отказался возвращать остатки того, что не разграбили при отступлении фашистские войска. После долгих переговоров в музей вернулось лишь 45 произведений.

Настоящая борьба за возвращение части похищенной музейной коллекции развернулась с властями Херсона, куда она попала по ошибке при возвращении из Румынии. Херсонские партийные чиновники решили передать экспонаты местному историческому музею. Потребовалась вмешательство Совнаркома УССР и лично председателя Н.С.Хрущева, чтобы экспонаты вернулись в Одессу. К слову, среди них было 115 произведений искусства стран Востока, которые сейчас можно увидеть в экспозиции. Были и картины известных старых мастеров, например, полотно Абрахама Брейгеля «Мальчик с обезьянкой».
Драматичную историю о борьбе за возвращение коллекции можно продолжить, но надо упомянуть о еще одной проблеме: весной 1944 года в здании музея по распоряжению городского отдела культуры обосновались «квартиранты» – Дом пионеров и мастерская игрушек, которые отказывались покидать роскошный дворец Абазы. И опять началась бумажная война: постановления, заявления, приказы. Наконец, дирекция музея одержала победу и весной 1945 года «квартирантов» выселили. Теперь музейщики могли не только принимать грузы, которые они из-за отсутствия рабочей силы и транспорта на своих плечах разгружали и приносили из порта, но и размещать их, описывать сохранность, очищать, строить экспозицию, словом, готовиться к открытию.

За полтора года маленький коллектив музея проделал титаническую работу, объемы которой нам сейчас трудно представить, но очень важно хранить память о том героическом времени и передавать ее новым поколениям музейщиков – ведь 6 ноября 1945 года начался новый этап в жизни музея, с его новым названием «Музей западного и восточного искусства» (до войны он назывался Одесский государственный художественный музей, перед самой войной – музей западного искусства), с новыми отделами: в 1947 году был открыт отдел Античного искусства, а в 1951 – отдел Востока.

Статья подготовлена по материалам сотрудников Одесского художественного музея и Нелли Григорьевной Луцкевич – известным искусствоведом и одним из старейших музейщиков Одессы.
Она проработала в  Одесского музея западного и восточного искусства с 1955 по 2016. С 1976 по 1994 была директором, а последние 20 лет занимается историей 1940-1950-х годов, когда музейная коллекция начала пополняться поступлениями из Киева, Москвы и Ленинграда. Недавно Нелли Григорьевна передала большую часть своего архива и своих исследований музею.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0 / 5. 0

Оцените статью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: